Несмотря на то, что основы технологии суперасфальта были заложены еще в далеком 1971 году, причем именно учеными Советского Союза, технология в ее текущем виде была заимствована у западных стран.
Сама технология Superpave успешно используется в США и странах Европы, однако наши специалисты не спешат копировать ее «вслепую», в чем совершенно правы. Что же такое российский суперасфальт?
Суть данной технологии заключается в методологии объемного проектирования, которая позволяет адаптировать состав под конкретные условия эксплуатации, учитывая как транспортную нагрузку на определенном участке дороги, так и климатические особенности региона.
Можно выделить 2 главные особенности суперасфальта:
- Использование оптимального материала, повышающего вязкость.
- Использование исключительно узких фракций щебня.
Для определения оптимальности прибегают к лабораторным испытаниям асфальтового состава. Стоит заметить, что учитываются температурные показатели и транспортная нагрузка региона за последние 20 лет, на основе чего, с учетом различных переменных, и проходит тестирование и создание суперасфальта.
Если срок службы привычного всем асфальта составляет 4-5 лет, то суперасфальт обещает выполнять свои функции все 12.
Графеновые нонотрубки и асфальтобетон
Еще в 2010 году двоим российским ученым Андрею Гейму и Константину Новоселову присудили Нобелевскую премию по физике за открытие графена, который стал самым прочным и легким углеродным соединением.
В начале текущего 2020 года появились новости о том, что российские специалисты (правда, уже другие) придумали, как использовать графен для укрепления асфальта. Если говорить конкретнее, то речь идет об использовании графеновых нанотрубок для создания армирующей сети в битуме, который добавляется в асфальтобетон.
Но что было достигнуто за счет углеродных нанотрубок в составе асфальта? Чтобы не быть голословными, давайте обратимся к цифрам.
- 10°C – повышение температура размягчения.
- 2 – во столько раз выросла вязкость.
- На 67% возросла устойчивость к образованию колеи в асфальтобетоне с нанотрубками.
- На 67,5% повысилась стойкости к образованию трещин в новом асфальтовом составе.
Что интересно, такой результат достигается при концентрации нанотрубок в битуме, которая равна всего 0,025-0,035%. Это с учетом того, что самого битума в конечном составе около 6%.
Прорезиненный асфальт
На самом деле, здесь все гораздо проще, чем в случае с суперасфальтом и графеновыми нанотрубками. Прорезиненный асфальт представляет собой смесь классического асфальтобетона с мелкой резиновой крошкой, которая создается из автомобильных покрышек.
Можно подумать, что такой асфальт будет менее прочным, однако все наоборот. Как известно из школьного курса физики, вода при замерзании и нагревании меняет свой объем. А если вода находится внутри асфальта, то такие изменения ведут к образованию трещин, снижению прочности и срока службы.
Наличие в составе резины позволяет дорожному полотну быть менее восприимчивым к попаданию влаги, что обеспечивает высокую стойкость покрытия. Также прорезиненный асфальт создает меньше дорожного шума при взаимодействии с автомобилями и другими видами транспорта, что тоже является хорошим преимуществом, особенно для крупных городов с высоким уровнем трафика.